Медицина/Антропология тела
Что такое болезнь, зачем ходить ко врачам, и чем (или кем) определяется наше тело: ответы антропологов, биологов, медиков и каббалистов.


Поток «Медицина/Антропология тела» состоялся в рамках школы Art&ScienceOnline 3-8 мая 2020 года.
Что изучают доктора? Всегда ли они изучали именно это? Какие существуют лечебные практики, как они взаимодействуют друг с другом и как это преломляется в еврейской истории и современной жизни?
Приглашение к разговору
Видео-анонс, в котором организаторы потока «Медицина/Антропология тела» ставят задачу и делятся своими планами (участвуют Василий Рогов, Михаил Вогман, Катерина Малахова, Елена Малая)
Лекторы потока:
Катерина Малахова
«Между медициной и каббалой: изображения тела в еврейских книгах Нового времени»
Сергей Чебанов
«Типология лечебных практик»
Елена Малая, модератор потока
«Почему антропологи говорят, что тело множественно?»
Беседу ведет Александр Львов
Василий Рогов
Модератор потока
Презентация к лекции Елены Малой
Почитать по теме:
1. Мол, Аннмари. Множественное тело. М. 2017 (Аннотация, Глава 1)
2. Мол Аннмари, Ло Джон. Воплощенное действие, осуществленные тела: пример гипогликемии//Логос. №2(2018). С. 233-262.
3. Харауэй, Донна. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х. М.: 2017. (Аннотация, текст в журнальном варианте)
Лекция 1. Почему антропологи говорят, что тело множественно?

Фольклорист Елена Малая о том, как по-разному мы переживаем и описываем границы нашей телесности.
В открывающей лекции модуля Елена Малая показывает, как антропологический подход проблематизирует концепт тела. Костыль, протез, очки, одежда – что из этого часть меня, а что уже нет? В разных ситуациях мы по-разному решаем этот вопрос. Однако существуют тому аналоги и в природном мире...

В беседе также принимает участие антрополог Александр Львов.
Лекция 2. Между каббалой и медициной: изображения тела в еврейских книгах (Часть I).

Культуролог Катерина Малахова о границах тела в средневековых медицинских практиках и рисунках.
Одним из источников медицинских идей в древности и средневековье было представление о человеке как микрокосме («малой вселенной») – образе и копии материального мира. Четыре первостихии (вода, огонь воздух и вода), времена года, или знаки зодиака считались соприродными человеку – и потому могли быть использованы для его лечения. Такие представления можно без труда обнаружить и в еврейской культуре – например, в мистическом трактате «Сэфер Йецира» (Книга Созидания) или у Шабтая Донноло (913-982). Однако в еврейской мистике и изобразительной традиции, особенно начиная с эпохи Ренессанса, концепция человека как «малой вселенной» обретает принципиально новую трактовку.
Презентация Катерины Малаховой.

Почитать по теме:
1. Собрание каббалистических «деревьев» (иланот): Ilanot project.
2. Рудерман, Давид. Еврейская мысль и научные открытия раннего Нового времени. М.:2013. Фрагмент вводной главы в журнале «Лехаим»
3. The Jewish Body: Corporeality, Society and Identity in the Renaissance and Early Modern Period. Ed. by M. Diemling, G. Veltri - Brill, 2009. - 488 p
Лекция 3. Между каббалой и медициной: изображения тела в еврейских книгах (Часть II).

Культуролог Катерина Малахова о каббалистических портретах, амулетах еврейских знахарей и об их столкновении с новоевропейской анатомией.
В лекции рассматриваются изображения человека из еврейских книг и рукописей XVI-XIX веков.
В одних мы видим тело подобным своего рода «дереву», отражающему мистическое устройство вселенной. В других – организм предстаёт как система ангельских имён. В третьих же понемногу проявляется влияние новоевропейской медицины, основанной на анатомировании.
Какие идеи и, главное, какие лечебные практики стоят за этими изображениями? Чем отличается восприятие телесности в каждом из них? И, наконец, как исторически взаимодействовали эти различные системы в сознании как авторов, так и зрителей этих рисунков?
Лекция 4. Типология лечебных практик.

Биогерменевт Сергей Чебанов о том, кто, как и почему нас лечит.
Озабоченность людей своим здоровьем, повышенное внимание к нему и даже мода на здоровый образ жизни является характерной чертой всего современного Западного мира. Однако эта озабоченность сопровождается определённой клиникализацией и медикализацией мира – представлением, будто личный опыт может быть полностью подменён единой для всех безличной естественно-научной методой.
Но лечебная деятельность – не только метода, но и практика, искусство (техне). В каждой конкретной ситуации она реализуется как взаимодействие двух конкретных субъектов – «больного» и «лечащего».
Какие различные формы и задачи этого взаимодействия можно выделить в современной России?